Методическая дискуссия «Итоги работы ГМО учителей-логопедов, учителей-дефектологов в 2019-2020 учебном году, перспективы, планирование работы на 2020-20201 учебный год»

Согласно плану работы МБУ ДПО «Информационно-методический центр г. Юрги» 24 августа 2020 года состоялась методическая дискуссия  по теме«Итоги работы ГМО учителей-логопедов, учителей-дефектологов в 2019-2020 учебном году, перспективы, планирование работы на 2020-20201 учебный год», которая проходила в рамках августовских мероприятий для педагогических работников образования г.Юрги.

В работе дискуссии приняли участие 52 педагога из 25 общеобразовательных организаций: учителя-логопеды и учителя-дефектологи г.Юрги.

Открыла дискуссию Забродина Е.С., методист МБУ ДПО «ИМЦ г. Юрги», она представила основные вопросы, которые были рассмотрены в процессе работы:

1.Анализ деятельности учителей – логопедов, учителей-дефектологов за 2019 -2020 учебный год. Диагностика профессиональных затруднений  и планирование методической работы на 2020 -2021 учебный год.

2.Методическое сопровождение непрерывного профессионального развития педагогов как инструмент управления качеством образования.

3.Методические аспекты использования ЭОР.

В 2020 -2021 учебном году ГМО учителей-логопедов, учителей дефектологов будет работать по теме: Современные образовательные технологии в организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития

Задачи:

- Мотивировать педагогов на внедрение в свою деятельность инновационных коррекционно-развивающих технологий.

- Совершенствовать профессиональную компетенцию в вопросах оказания логопедической дефектологической помощи детям с нарушениями развития;

- Обобщать и распространять передовой педагогический опыт современными навыками и приёмами диагностики, коррекции детей с нарушениями различных нозологий.

По первому вопросу в ходе выступления был дан краткий анализ кадрового обеспечения логопедической и дефектологической службы г. Юрги. Можно сказать, что постоянно увеличивается  количественный  состав педагогов.  Это связано  с открытием новых групп компенсирующей направленности (для детей с  ТНР,  РАС, ЗПР, ИН). Ежегодно в сообщество учителей-логопедов, учителей-дефектологов  приходят молодые специалисты. Все молодые специалисты, пришедшие в образовательные организации за последние три года, продолжают работать в общеобразовательных организациях.

Для выявления профессиональных затруднений, которые могут возникать у педагогов в процессе психолого-педагогического сопровождения, участникам дискуссии была предложена анкета, в которой педагоги дали положительную оценку использования современных образовательных технологий в организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

В ходе обсуждения второго вопроса, разговор шел о  конкурсном движении, как об одном из путей непрерывного профессионального развития педагогов. Меняющийся мир выдвигает новые требования к уровню профессионализма  специалистов. Сегодня требования общества к качеству образования и педагогическому профессионализму определяют направленность процесса повышения уровня образования  педагогов, его постоянное усовершенствование  профессиональных компетенций и инновационного развития. С опытом участия в конкурсах профессионального мастерства выступили: Попова Юлия Яковлевна, учитель-логопед ДОУ № 29 «Карамелька», участник Областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России – 2020» и Васенева Ольга Эдуардовна, учитель-логопед ДОУ № 7 «Дарование», победитель муниципального этапа областного конкурса «IT–педагог Кузбасса» в 2019 году, победитель муниципального этапа Областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса 2020».

Рассуждая о методических аспектах использования ЭОР Забродина Е.С., методист МБУ ДПО «ИМЦ г. Юрги» и педагоги активно обсуждали Национальный проект «Образование», одним из подпроектов которого является Цифровая образовательная среда.

В связи со сложившейся ситуацией на территории РФ, в условиях пандемии, с марта 2020 года общеобразовательные организации перевели обучающихся на дистанционную форму обучения. В целях психолого-педагогического и организационно-методического сопровождения и поддержки, обучающихся с ОВЗ, детей инвалидов в дистанционном формате обучения были разработаны мероприятия по оказанию помощи педагогам общеобразовательных организаций. На сайте  МБУ ДПО «ИМЦ г. Юрги» постоянно пополнялся методический материал для учителей-логопедов, учителей – дефектологов.

Также педагоги  познакомились с проектом  Института коррекционной педагогики РАО, на сайте которого был создан специальный раздел по дистанционному обучению детей с ОВЗ, где собраны лучшие педагогические практики, полученные в т.ч. из регионов страны, специально разработанные сотрудниками ИКП РАО методические материалы и рекомендации для родителей детей с ОВЗ. Представлено  более 20 обучающих вебинаров. Материалы раздела постоянно обновляются и пополняются. Создан федеральный ресурсный центр по сопровождению детей с ОВЗ,

В ходе дискуссии педагогам также было предложено обсудить основные проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности. По результатам анкетирования педагоги отметили основные проблемы:

- отсутствие материально-технической базы, как у педагогов, так и у родителей (законных представителей). Что вызывает затруднения в организации обучения, в том числе и дистанционного;

- работа с родителями (законными представителями), так как в условиях организации образования, в том числе и дистанционного, родители (законные представители) не всегда компетентны и готовы к сотрудничеству. Большое влияние на родительскую оценку качества организации дистанционного обучения в условиях COVID-19 оказал целый ряд факторов, начиная от изменений в материальном состоянии семьи и заканчивая уже имеющимся опытом взаимодействия в рамках дистанционного обучения. Среди родителей, у которых ранее не было такого опыта, более 50% негативно  отнеслись к самой возможности дистанционного обучения. Когда такой опыт отсутствует в принципе, то организовать обучение ребенка, его адаптацию, разработав новые форматы, структуры деятельности очень сложно. Поэтому дистанционное обучение требует доработки по целому ряду параметров, в том числе и в плане технологий;

- проблема заключается еще и в том, что в процессе обучения детей с ОВЗ всегда имеет место физический контакт между учителем и ребенком.  В процессе дистанционного обучения основным становится не педагог за экраном, а взрослый, родитель, находящийся рядом. И в такой ситуации необходимо решить задачу адекватного методического обеспечения, как для родителей (законных представителей), так и для педагогов,

По завершению дискуссии, участники отметили, что развитие образования детей с ОВЗ, детей – инвалидов нуждается в поддержке государственных органов власти, государственном контроле и финансировании в рамках Национального проекта «Образование». Педагоги  согласовали общую позицию в понимании основных направлений и задач дальнейшего развития образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Юргинском ГО и выработали следующие рекомендации:

1. Построение эффективной системы психолого-педагогического сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избегать  необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

2. Окончательный выбор того или иного варианта обучения и воспитания ребенка остается за его родителями или лицами, их заменяющими. Необходимо оказывать помощь различного характера родителям (законным представителям) при воспитании и образовании детей с ОВЗ, детей – инвалидов – консультации, беседы, клубы по интересам и т.д. Решение этих проблем возможно только при условии взаимодействия всех взрослых участников образовательных отношений, работающих с ребенком с особыми образовательными потребностями.

3. Очные формы обучения детей с ОВЗ и инвалидностью являются базовыми.  Обучение выстраивается на среде, на достаточно широком кадровом обеспечении, в основе всех методик лежит прямой, непосредственный контакт педагога и ребенка с ОВЗ.  В образовательном процессе будет применяться и очная, и дистанционная формы. Проблемы, которые стали сегодня предметом разговора – техническое, кадровое обеспечение и прочее, были известны и до самоизоляции. Главное, на что необходимо обратить внимание это - качество образования детей с ОВЗ, которое, как оказалось, не всегда могут обеспечить специалисты. Руководители  образовательных организаций должны стремиться к постоянному, системному информационному сотрудничеству с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ, детей–инвалидов.

 Забродина Е.С.,
методист МБУ ДПО «ИМЦ г. Юрги»