Рекомендации по организации образовательной деятельности в условиях разновозрастной группы дошкольного образовательного учреждения.

    Организация образовательной деятельности в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения (далее по тексту ДОУ) имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программного материала всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

В целях рационального построения образовательной деятельности, надо определить в каждом конкретном случае состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать деятельность.
Образовательная деятельность в разновозрастной группе осуществляется воспитателями в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.), а также в процессе организованной образовательной деятельности (далее по тексту ООД) со  всеми детьми.              
В первом случае воспитатель прежде всего создает условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитывает поведение и правильное взаимоотношение детей между собой и со взрослыми, уточняет детский опыт и представления, закрепляет имеющиеся знания, расширяет кругозор ребенка.

В процессе специальных занятий воспитатель организует образовательную деятельность всех детей, формирует умение действовать в соответствии с полученными от взрослого инструкциями, планомерно и последовательно обучает детей, развивает познавательную активность.

При определении общего режима для детей четырех возрастов (от 3 до 7 лет) за основу берется режим среднего возраста (пятый год жизни) и с учетом режима для остальных детей вносят некоторые изменения в длительность режимных процессов.
Режимные процессы начинаем проводить вначале с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна). Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и планомерности переходили от одного вида деятельности к другому.

Существует много путей повышения эффективности ООД с детьми разного возраста по одному разделу основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ (далее по тексту Программа) и все они могут использоваться в дошкольных учреждениях. Но в каждом конкретном случае надо тщательно продумывать программное содержание и правильно подбирать методы обучения.

В целях овладения методикой планирования и успешного проведения ООД полезным является эпизодическое составление воспитателем развернутых конспектов занятий. Это помогает обратить особое внимание на наиболее важное и существенное в обучении детей разного возраста.

Рассмотрим основные моменты, которые желательно отразить в конспекте.

Название ООД. Отмечается наличие разных возрастных подгрупп (например, конспект занятия в средне-старшей группе или в младше-средне-старшей группе и т.д.); дается наименование раздела обучения, а также темы данного занятия. Если на одном занятии темы для возрастных подгрупп различные, они указываются для каждой подгруппы, например рисование красками дерева без листьев (средняя подгруппа) и дерева с листьями (старшая подгруппа) или лепка на тему "Наш мишка" (средняя подгруппа), лепка по замыслу (старшая подгруппа).

Программное содержание. Указывается, какую часть предусмотренного на год программного содержания должны усвоить дети разных возрастных подгрупп на данном занятии, является ли этот материал новым или дети закрепляют свои знания и умения, упражняются в их использовании. Иногда в смешанной группе часть программного материала может быть общей для детей разного возраста, но для одних (обычно более младших) этот материал является новым, а для других знакомым и они будут закреплять его.

Программное содержание чаще всего формулируют от ребенка, предусматривая, что он может усвоить, чему научиться, что уметь (знать название и назначение предметов домашнего обихода; передавать форму и строение предметов; знать количественный состав в пределах 5 и т.д.). Методические приемы. Воспитатель должен здесь назвать, перечислить конкретные приемы, с помощью которых будут достигаться учебные цели по отношению к группе в целом, к возрастным подгруппам и, при необходимости, к отдельным детям индивидуально.

Так, при планировании беседы основным методическим приемом являются вопросы, но вопросы разной степени сложности для младших и более старших детей или в обучении рисованию малышам необходим показ всего процесса изображения предмета, а для старших достаточно частичного показа или словесного описания последовательности изображения.

Подготовка к ООД. В этой рубрике отмечают, какую предварительную работу проводит воспитатель по подготовке детей к восприятию, усвоению намеченного программного содержания, а также по подготовке необходимых наглядных пособий и материалов для занятия, их предварительному размещению на рабочих местах. Последнее особенно важно в разновозрастной группе, поскольку нередко дети привлекаются не все сразу, а по подгруппам. Большое значение в этих условиях приобретает и подготовка детей к усвоению программного содержания, а именно: различные предварительные (за неделю, день-два и даже утром в проведения ООД) наблюдения, разговоры, чтение книг, рассматривание картин и иллюстраций и др. Все это организуется в часы самостоятельной деятельности детей (в группе, на прогулочном участке) или предусматривается в других видах деятельности. В смешанной группе предварительная работа особенно необходима со старшими детьми, которым даются более сложные задания, а уделить им необходимое внимание на совместном занятии с малышами воспитателю не всегда удается.

Ход ООД. В конспекте следует отметить, начинается ли занятие одновременно со всеми детьми или по возрастным подгруппам, какая подгруппа привлекается первой и как организуется деятельность детей, приступающих к занятию во вторую очередь.

Если занятие начинается одновременно, то предусматривается общее для всех детей введение в занятие, дается общее объяснение темы и содержания с учетом своеобразия учебных задач и способов их решения для каждой подгруппы отдельно, конкретные указания, как приступить к работе. Затем отмечаются приемы руководства процессом занятия, обеспечения одновременной умственной и практической активности детей разного возраста.

Заканчивают занятие дети постепенно: вначале младшие, затем более старшие. Подведение итогов работы малышей проводится кратко, по мере завершения ее каждым ребенком, а со старшей подгруппой предусматривается более подробный анализ результатов деятельности, освоения программного содержания.

На занятиях, которые начинаются вначале с одной подгруппой (обычно старшей), а затем с другой, объяснение темы и программного содержания, указания к решению поставленных задач даются для каждой подгруппы отдельно. После того как первая подгруппа приступит к практической деятельности, на занятие приглашается другая подгруппа.

Затем некоторое время практически действует вся группа и предусматриваются приемы поочередного руководства деятельностью обеих подгрупп. Заканчивается такое занятие примерно одновременно, что позволяет провести общий анализ результатов, но к работам детей разного возраста, естественно, предъявляются разные требования и даются разные оценки.

В разновозрастной группе занятия организуются в первую и вторую половину дня. В зависимости от вида занятий, их содержания, допустимы различия формы «подключения» к занятиям детей, отличающихся по возрасту.

Практика показывает, что однотемные занятия в разновозрастной группе наиболее целесообразны и эффективны. Это положение распространяется на все виды занятий. Так, например, на занятии по ФЭМП детей четырех лет учат сравнивать две группы предметов, выраженных числами; детей пяти лет – сравнивать числа с опорой на конкретный материал; у детей шести лет воспитывают умение устанавливать отношения между числами натурального ряда.
В соответствии с программой детского сада целенаправленное обучение рассказыванию начинается со средней группы. Дошкольников учат, например, составлять рассказы по сюжетной картине. Как ведущий обучающий прием во всех трех возрастных подгруппах используется образец рассказа воспитателя. Заслушивая рассказы детей четырех лет, педагог довольствуется частичным воспроизведением ребенком образца, при необходимости подсказывает начало фразы, чтобы между репликами паузы были как можно короче; детей пяти лет учат самостоятельно воспроизводить образец, по возможности полно, соблюдая нужную последовательность; у детей шести лет воспитывают умение самостоятельно составлять, руководствуясь образцом, подробные, логичные и эмоциональные рассказы, передавая в них свое видение сюжета и отношение к событиям. На занятиях по рисованию дошкольники изображают одни и те же предметы: яблоко, дерево, дом, фигуру человека и т.п. Но дети 3-4–х лет овладевают умением лишь приближенно передавать форму предмета; дети 5-ти лет учатся соотносить части предмета по величине, прорисовывать детали, передавать цвета и их оттенки; дети 6-ти лет использовать в своих работах все доступные средства выразительности.  Практика показывает, что воспитателю легче подготовиться: дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые дидактические пособия. Однотемные занятия дают педагогу возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способов выполнения. Такая организация занятия помогает воспитателю осуществлять и полноценную индивидуальную работу с детьми. Например, если ребенок пяти лет слабо владеет навыками рисования, лепки, следует в течение некоторого времени разрешить ему выполнять те задания, которые запланированы для четырехлетних детей. И наоборот, если ребенок четырех лет проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе старшей группы.
Однотемные занятия позволяют воспитателю в работе с младшей подгруппой использовать опыт старших дошкольников. Например, на занятиях по рисованию в процессе объяснения материала, нового для детей четырех лет, старшие привлекаются к показу способов изображения. На занятиях по воспитанию звуковой культуры речи дети пяти лет проверяют, как их четырехлетние товарищи выполнили задание на определение наличия звука в словах – названиях предметов. Такая система обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию, элементарным математическим представлениям, физической культуре рассчитана на повторяемость одних и тех же занятий из года в год.

Все ли занятия в разновозрастной группе целесообразно проводить одновременно со всеми воспитанниками? Часть занятий проводится только с детьми четырех и пяти лет, часть – только с детьми пяти и шести лет. Так, с подготовительной к школе подгруппой проводятся занятия по познавательному развитию, на которых дети получают первые представления о школе; учатся составлять и решать задачи на сложение и вычитание; овладевают рациональными способами вырезывания ножницами из бумаги и пр. Занятия с отдельными возрастными подгруппами непродолжительны (от 8 до 15 мин), так как с небольшим количеством детей программный материал проходится легче; результативность обучения выше: прослеживается деятельность каждого ребенка и каждому своевременно оказывается помощь. Если программный материал оказывается трудным для детей или же он требует неоднократного повторения, следует провести аналогичное занятие, использовав на нем новые методы и приемы. Этот принцип положен в основу системы организации образовательной деятельности.

В соответствии с Программой дети четырех лет должны заниматься не более 20 мин, дети пяти лет – не более 30 мин и шести лет – не более 35 мин. Следовательно, дети четырех лет или позже приступают к совместным занятиям, или раньше уходят с них. Если, например, в группе много дошкольников четырех лет, целесообразно на некоторые занятия позже приглашать детей шести лет. Педагог должен заранее продумать, что будут делать дети, пока остальные занимаются. Если есть возможность, следует вывести детей в спальню или изолированную комнату, где они будут играть под присмотром младшего воспитателя. Следует подбирать игрушки, удовлетворяющие потребность ребенка в движении, но не создающие  излишнего шума, например, настольно-печатные игры спортивного характера: «Футбол», «Баскетбол», и др., а также игры типа «Подлезь в ворота», «Проведи поезд».

Перед началом занятия необходимо продумать, исходя из его темы, условий проведения, вида деятельности, как удобнее разместить детей. В поле зрения педагога должна находиться каждая возрастная подгруппа. Это облегчит дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу с ними.
В середине занятий проводится физкультминутка продолжительностью 1,5 – 2 мин, а на 5 - 7 минуте проводится зрительная гимнастика. Между занятиями проводятся игры малой подвижности.

Рациональная организация образовательной деятельности в разновозрастной группе во многом зависит от четкой, слаженной работы сотрудников группы.