Презентационная площадка «Инклюзивное образование: пространство равных возможностей» в рамках научно-практической конференции по теме «Современные подходы к развитию системы дошкольного образования: теория, практика, перспективы реализации ФГОС»

Согласно плану работы МБУ ДПО «Информационно-методический центр г. Юрги» 30 января 2020 года на базе МБУ ДПО «Информационно-методический центр г. Юрги» прошла научно-практическая конференция по теме «Современные подходы к развитию системы дошкольного образования: теория, практика, перспективы реализации ФГОС». Одной из презентационных площадок была площадка «Инклюзивное образование: пространство равных возможностей».

В работе площадки приняли участие 49 педагогов из 24 общеобразовательных организаций: специалисты Управления образованием, заведующие, старшие воспитатели, педагоги-психологи, учителя-логопеды и учителя-дефектологи г. Юрги и гости из г. Кемерово – Морозова О.Р., зам. заведующего по УВР МАДОУ № 49 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово, Савенок А.П., зам. заведующего по ВМР МАДОУ № 239 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово.

Открыла площадку Забродина Е.С., методист МБУ ДПО «ИМЦ г. Юрги», она представила основные направления деятельности по «Организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов».

Участники площадки познакомились с практическим опытом развития инклюзивного образования на примере деятельности 7 общеобразовательных организаций города Юрги  и города Кемерово, обсудили специфику муниципального опыта по работе с детьми с ОВЗ, детьми – инвалидами на трех уровнях образования: ранняя помощь, дошкольное и школьное образование.

C опытом работы по оказанию ранней помощи семьям, нуждающимся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи выступили: Образова Е.Н., учитель-логопед МБДОУ «ДСКВ № 31 «Березка»; Кудрявцева О.В., учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – ДС № 18 «Теремок» с презентацией «Консультационный пункт (КЦ) – современная форма открытого взаимодействия детского сада и семьи».

В городе, как и во всей Кемеровской области, сохранена система (специального) коррекционного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Коллеги из  дошкольных образовательных учреждений представили свой опыт работы по сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов с различными нозологиями.

 С презентацией опыта «Организация образовательного пространства для детей с РАС в условиях ДОО» выступили специалисты МБДОУ «ДСКВ № 36 «Жемчужинка».

 Сивина О.В., учитель-дефектолог МБДОУ «ДСКВ № 28 «Ромашка»познакомила участников площадки с «Особенностями коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»

 С мастер-классом «Использование дидактических игр с пирамидками и логическими блоками Дьенеша в работе с детьми с ОВЗ» выступили педагоги МБДОУ «ДСКВ № 42 «Планета детства».Детский сад стал лауреатом регионального этапа 6 Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» в номинации «Лучший инклюзивный детский сад», который проходил в сентябре 2019 года на базе Кузбасского РЦППМС.

Булатова К.К., заместитель директора по ВМР МКОУ «НШ – ДС № 33 г. Юрги» рассказала об«Использовании мультисенсорной среды в формировании социальных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».

 По выражению Эльконина Д.Б., дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Но именно переход с дошкольной ступени на школьную является первым, самым важным и самым сложным барьером, который необходимо преодолеть ребенку. Ребёнок, переступивший порог школы сталкивается с различными трудностями, этих трудностей очень много, но с уверенностью можно сказать, что данный перечень увеличивается в несколько раз для детей с ОВЗ, детей – инвалидов. Для того чтобы свести к минимуму проблемы, возникающие у таких детей, необходимо грамотное выстраивание образовательной вертикали. На первый план должна выходить задача преемственности, то есть плавного перехода от одной образовательной ступени к другой, с обязательным сохранением методов и форм обучения, как на дошкольном, так и начальном школьном этапе.

 О «Взаимодействии образовательной организации с семьями, имеющих детей с особыми образовательными потребностями» рассказала Беликова Е.Р., заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ № 3 г. Юрги».

 На презентационной площадке присутствовали гости – коллеги из МАДОУ № 49 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово. Морозова О.Р., заместитель заведующего по УВР познакомила всех присутствующих с опытом работы по теме «Позитивная социализация детей с ОВЗ в условиях ДОО».

 По завершению выступлений состоялась дискуссия, в рамках которой участники площадки отметили, что развитие инклюзивного образования в стране нуждается в поддержке государственных органов власти, государственном контроле и финансировании в рамках Национального проекта «Образование». Участники площадки  согласовали общую позицию в понимании основных направлений и задач дальнейшего развития инклюзивного образования в Юргинском ГО и выработали следующие рекомендации:

1. Построение эффективной системы психолого-педагогического сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избегать  необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

2. Окончательный выбор того или иного варианта обучения и воспитания ребенка остается за его родителями или лицами, их заменяющими.

3. Решение этих проблем возможно только при условии взаимодействия всех взрослых участников образовательных отношений, работающих с ребенком с особыми образовательными потребностями.

По результатам обратной связи участники площадки отметили важность и практическую значимость, должный уровень подготовки Конференции, теплую и дружескую обстановку. Педагоги пожелали продолжения традиции организации сетевого взаимодействия с коллегами из МАДОУ № 49 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово и тесного сотрудничества.