Итоги постоянно действующего городского семинара по теме: «Проблема развивающей, личностно – ориентированной дидактической системы обучения»
29 ноября 2019 года на базе МБОУ « НОШ № 5» (директор: Колпакова С.А) был проведен городской семинар-практикум по теме: «Проблема развивающей, личностно – ориентированной дидактической системы обучения» В семинаре приняли участие 23 человека из образовательных организаций Юргинский ГО.
Категория слушателей: методисты ММС, заместители директора по УВР, руководители методических объединений, курирующих вопросы ФГОС НОО и учителя начальных классов.
Цель семинара: представление практического опыта по формированию образовательной среды способствующей развитию личностного потенциала младших школьников.
Задача: Повысить уровень педагогического мастерства педагогов начального общего образования по формированию образовательной среды способствующей развитию личности ребёнка в дошкольном отделении и учащихся на уроках в начальной школе.
Актуальность семинара: в настоящее время в учебной деятельности младших школьников все более актуальным становится использование в обучении таких приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение делать выводы, умозаключения, умение контролировать и оценивать результат своих учебных действий. Кроме того, очень важно формирование образовательной среды способствующей развитию личностного потенциала младших школьников.
На семинаре методист МБУ ДПО «ИМЦ г. Юрги» Головачева О.Д. и заместитель директора по УВР Скоромина Е.В. обозначили позиции личностно-ориентированного обучения, которое рассматривает учащегося как полноправного субъекта образовательной деятельности и обеспечивает развитие и саморазвитие личности учащегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познавательной деятельности. Это означает с одной стороны, признание разнообразия содержания и форм образовательной деятельности, выбор которых должен осуществляться учителем с учетом развития каждого учащегося, его педагогической поддержки в познавательной деятельности, затруднительных жизненных обстоятельствах. С другой стороны – содержание образования, его средства и методы организуются так, чтобы учащийся мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме.
Были обозначены достоинства личностно-ориентированного обучения при формировании образовательной среды способствующей развитию личностного потенциала младших школьников:
· Уважение к личности учащегося, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости (субъектности).
· Обучение направлено на развитие личности учащегося.
· Оригинальное построение содержание и методов обучения.
· Поиск новых форм и средств обучения.
Участники семинара отметили нерешенные проблемы личностно-ориентированного обучения:
- требуются дополнительные исследования построения идеальной модели личности учащегося;
- необходима системная психолого-педагогическая характеристика личностных качеств учащихся, которая бы естественно вписывалась в логику учебной и воспитательной деятельности учителя;
- учителю необходимо систематически накапливать дифференцированные задания, дополнительное и вариативное содержание учебного материала, что требует серьёзной работы по разработке критериев оценки материала по сложности, трудности выполнения.
Основная задача педагога в решении проблем развивающего обучения, это организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, личностных качеств, развитие и формирование способностей активной жизненной позиции.
Педагоги начальной школы № 5 Коваленко Галина Юрьевна, учитель начальных классов, Бараксанова Елена Файзуловна учитель – логопед, Синейкина Надежда Владимировна, Левицкая Елена Анатольевна - воспитатели показали различные формы и методы вовлечения учащихся в продуктивную деятельность, используя в преподавании такую организацию образовательной деятельности, которая направлена на обобщение творческого воображения, мышления памяти и речи. На уроке, интерактивных практикумах показали различные технологии проблемного обучения, используя четкие алгоритмы, содержащие последовательность взаимосвязанных этапов.
Учитель английского языка Сухих Е.Ю. использует нетрадиционные методы обучения, которые являются наиболее эффективными и максимально обеспечивающими личностно-ориентированный подход в обучении. Организация практического овладения английским языком обеспечивает реальный результат обучения, развитие их активной речевой деятельности, расширение общекультурного кругозора, развивает мышление, чувства и эмоции, интерес к странам изучаемого языка.
Шмелева Олеся Анатольевна педагог - психолог провела с участниками организационно – деятельный практикум: «Коррекция образования и воспитания при помощи психологических компонентов». Все педагоги с большим интересом участвовали в нём.
Представленные мероприятия, по отзывам участников семинара, интересны, актуальны и практически значимы. При подведении итогов, слушатели дали положительную оценку проведенного семинара. Удовлетворенность слушателей качеством проведенного семинара по результатам анкетирования составляет практически 100 %. Много отличных отзывов и слов благодарности прозвучало в адрес организаторов данного мероприятия на стадии рефлексии.
О.Д.Головачева,
методист МБУ ДПО "ИМЦ г.Юрги"