30 апреля 2020 года была проведена онлайн-конференция «Анализ типичных ошибок участников ЕГЭ по биологии 2019 года»
В целях совершенствования преподавания курса биологии и достижения высокого уровня подготовки выпускников города Юрги к итоговой государственной аттестации по предмету 30 апреля 2020 года была проведена онлайн-конференция «Анализ типичных ошибок участников ЕГЭ по биологии 2019 года». В ходе конференции были освещены темы «Жизненные циклы основных отделов растений на профильном уровне изучения биологии»; «Сложные вопросы эволюционного учения на базовом и профильном уровне изучения биологии»; «Методика решения цитологических задач». Задания линии 26 проверяют знания участников экзамена по темам «Основы экологии» и «Основы эволюционного учения». Данные темы являются достаточно сложными, так как для усвоения требуют высокого уровня развития логического мышления, а также высокого уровня владения фактическим материалам по всем изученным в школьном курсе биологии темам. Процент выполнения задания в 2019 году составил в среднем 20%. Мало кто из участников обосновывает, что синтез органических веществ обеспечил появление большого разнообразия гетеротрофов. В задании линии 27 были представлены типичные биологические задачи, анализ решения которых выпускниками позволяет сделать вывод о сложностях в изучении конкретных тем. Баллы за это задание в 2019 году получили 12% участников экзамена. Задание также не является новым, и также характеризуется довольно низким процентом выполнения. Задание данной линии касается жизненных циклов растений, определения хромосомного набора основных стадий развития растений разных отделов. Изучение процессов размножения растений происходит, как правило, в младших классах, и понимание смены плоидности клеток невозможно усвоить в отрыве от понимания процессов митоза и мейоза. К сожалению, не во всех профильных курсах биологии (УМК) есть разделы, посвященные этим вопросам. Поэтому педагоги часто вынуждены самостоятельно разрабатывать материал по данной теме. Однако, существует множество пособий и интернет - ресурсов, с помощью которых выпускники могут эффективно подготовиться к экзамену. Задание данной линии касалось подсчета хромосом в соматических клетках пшеницы в метафазе мейоза I и II. При подготовке к решению данного типа заданий необходимо подробно изучить указанные процессы, а также тренировать навык решения, используя набор заданий подобного типа в открытом банке заданий ФИПИ. На протяжении всего времени существования экзамена Задание 27 – Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации (решение задачи на характеристику матричных процессов с использованием таблицы генетического кода).
С.А. Лукашова, методист МБУ ДПО «ИМЦ г. Юрги»