История развития конкурсного движения
в Юргинском городском округе
Из истории конкурсного движения
Развитие конкурсного движения в Кемеровской области имеет длинную историю, которая началась с 1923 года. Газетой «Правда» совместно с Наркомпросом был организован Всероссийский конкурс на лучшего учителя. Конкурс носил общественно-политический характер, отражал потребности государства в учителях, которые должны были обеспечивать идеологические установки партии большевиков.
В 1930-е годы одновременно со стахановским движением развиваются формы педагогического соревнования между школами, учителями, учениками. 5 июня 1935 г. в Кузбассе объявлен конкурс о проведении отраслевых соревнований Советов на лучшую организацию помощи учебному заведению. 1935 год – регулярными стали смотры-конкурсы на звание «Образцовой школы». Неоднократными победителями подобных смотров становились школы № 7, 20 города Щегловска (Кемерово). 1950 год – впервые организованы «Педагогические чтения», на которых изучался, обобщался и пропагандировался опыт победителей конкурсов. 1955 год – областной институт усовершенствования учителей г. Кемерово организовал конкурс на лучший методический кабинет. Первым победителем был признан методический кабинет школы № 26 города Сталинска (Новокузнецк). Вторая половина XX века ознаменована школьными реформами. В Кузбассе дальнейшее развитие получила деятельность по организации различных конкурсов.
Творческий конкурс «Учитель года» пришел в Кузбасс в 1994 году. Вслед за ним появились Всероссийские конкурсы: «Детский сад года», «Сердце отдаю детям», «БиблиОбраз». Конкурсы стали отражением перемен, происходящих в стране и народном образовании. 1997 год – губернатор Кемеровской области А. Г. Тулеев среди важнейших задач возрождения Кузбасса определил образование, а также меры по его поддержке и развитию. С конца 90-х годов XX века в Кузбассе начала складываться система конкурсного движения педагогов, которая была призвана способствовать изменению отношения общества к проблемам образования; защите интересов учительства; самовыражению каждого учителя-конкурсанта.
Современные конкурсы, проходящие на территории Кемеровской области, можно разделить на несколько видов. Конкурсы для учителей по ПНПО:
1. «Учитель года» (областной этап Всероссийского конкурса). Цели конкурса – выявление талантливых педагогических работников, их поддержка и поощрение; повышение престижа учительского труда; распространение педагогического опыта лучших педагогов Кузбасса. В областном этапе конкурса могут принять участие педагоги общеобразовательных учреждений – победители городского/районного этапа конкурса. Победитель областного этапа представляет Кемеровскую область на Всероссийском этапе конкурса.
2. Областной конкурс «Педагогические таланты Кузбасса». Цель конкурса – повышение престижа педагогического труда, поддержка инновационных процессов, выявление и изучение новых направлений деятельности образовательных учреждений, способствующих развитию системы образования Кузбасса. В Конкурсе могут принять участие все категории педагогических работников – победители муниципального этапа Конкурса. Конкурс проводится по номинациям: «Педагог-методист», «Педагог профильной школы», «Педагог – воспитатель», «Педагог – лидер», «Педагог – молодой специалист». Конкурс проводится в II этапа: заочный этап – экспертное рассмотрение представленных работ; очный этап – публичная защита автором (группой авторов) конкурсной работы.
3. Областной конкурс «Самый классный классный». Цель конкурса – повышение профессионализма и престижа труда классного руководителя, пропаганда эффективных воспитательных технологий, распространение передового педагогического опыта кузбасских учителей, повышение качества организации и содержания воспитательной работы образовательных учреждений, стимулирование труда педагогов, усиление их государственной и общественной поддержки. В конкурсе принимают участие классные руководители, имеющие высшую и первую квалификационные категории и осуществляющие воспитательную работу в образовательных учреждениях всех типов и видов, имеющие стаж педагогической работы не менее 5 лет, возраст участников не ограничивается.
4. Областной этап Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России». Цели конкурса – повышение профессионального уровня и наиболее полной реализации творческого потенциала педагогов-психологов, повышение престижа службы практической психологии в системе образования Кемеровской области. Принять участие в Конкурсе могут педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов и видов. Для участия в областном этапе Конкурса выдвигается победитель муниципального этапа конкурса. Областной этап конкурса проводится в два тура: заочный тур – экспертиза материалов, очный тур – демонстрация профессионального мастерства.
5. Денежное поощрение выплачивается за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование из федерального бюджета 18 лучшим учителям общеобразовательных учреждений Кемеровской области, реализующим общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, основным местом работы которых является общеобразовательное учреждение и стаж педагогической работы в общеобразовательном учреждении не менее трех лет, прошедшим конкурсный отбор.
6. Областной этап Всероссийского конкурса «Лесенка Успеха». Конкурс проводится с целью профессионального и личностного развития педагогов, работающих в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования; выявления и поощрения наиболее талантливых педагогов дошкольного образования; повышения социального статуса педагога дошкольного образования и престижа профессии; распространения инновационного опыта лучших педагогов Кузбасса. Конкурс направлен на стимулирование непрерывного профессионального и личностного роста педагогов дошкольного образования, трансляцию лучших образцов педагогической практики, пропаганду инновационных идей и достижений. В Конкурсе могут принимать участие педагогические работники, являющиеся гражданами Российской Федерации и работающие в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования независимо от их организационно-правовых форм и осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, без ограничений стажа.
Конкурс состоит из заочного и очного этапов. Заочный этап включает три конкурсных задания: «Интернет ресурс», «Презентация опыта работы», Эссе: «Моя педагогическая философия». Очный этап включает конкурсные задания: «Презентация ведущих идей профессиональной деятельности», «Мастер-класс», «Педагогическое мероприятие с детьми», «Круглый стол».
Конкурсы профессионального мастерства несут в себе неограниченные возможности в удовлетворении самых разнообразных потребностей: определить свое место в профессиональном общении; быть первым (лидером); в материальном, моральном поощрении талантов, профессионализма, находчивости – для педагога. Это возможность выявить проблемы, противоречия, тенденции, которые имеют место в системе образования и в деятельности управления; выбрать оптимальные средства для их достижения, вовремя и грамотно корректировать воспитательно-образовательный процесс и руководство им на уровне школы, района, города, области.